Рубрики

Реклама на сайте:

Методология педагогического исследования процессов диверсификации досугового общения(13)

Досуговое общение, занимающее существенную часть времени, обладает потенциалом индивидуально-личностных преобразований. В процессе досугового общения субъекты удовлетворяют разнообразные потребности: потребность в значимом другом, близком по духу, интересам; потребность в получении новой информации, обсуждении волнующих проблем, в поддержке, доверии; потребность в получении позитивных эмоций, в открытии для себя других людей; потребность в лучшем понимании себя и других; потребность в самореализации, самоутверждении возможности проявить свои креативные качества; потребность в признании, ролевой апробации; потребность в получении новых, ярких впечатлений; потребность в аффилиации – принадлежности референтной группе; потребность в отдыхе, развлечении; потребность в профессиональном росте (обучение, самостоятельное образование – курсы, клубы, объединения, ассоциации и т. п.); художественно-эстетические потребности, реализуемые в игре (в соответствии с предписанными правилами, добровольно принимаемыми субъектами) как возможность «пробы сил», получения и развития опыта; потребность в консолидации – объединении со значимыми другими и т. д. Потребности, с одной стороны, характеризуют культурную идентичность субъекта – его реальное я, а с другой – указывают интенции ее развития вместе с другими, т. е. движение к я-идеальному и далее – к мы.

Потребностная сфера досугового общения характеризуется высокой степенью диверсифицированности, нелинейности, синергийности. Условно потребности досугового общения могут быть дифференцированы по культурно-смысловой направленности на индивидуально-личностные и социальные, их характеризует взаимосвязь, взаимная детерминация, поскольку деятельность, связанная с удовлетворением данных потребностей, осуществляется вместе с другими субъектами. Потребности, в свою очередь, обусловливают цель, мотивы, содержание, средства, формы досугового общения.

Потребности, осознаваемые и переживаемые, определяют цели досугового общения. Значимость целей «для себя» детерминирует самоцельность данного процесса, которая может быть представлена тремя компонентами: культурно-информационным (культурно-смысловые тексты), социальным (интерес, престиж, консолидация), аффективным (переживание полноты, целостности бытия, эмоционального комфорта, удовлетворения от реализации потребностей, единения с другими). Объединяющей данные компоненты характеристикой выступает развитие субъектов и их консолидация.

Комментарии запрещены.

'